+(3952) 50-82-22
  50-82-23
Главная
Материалы
Как заказать экспертизу
Виды экспертиз
Реквизиты
Задать вопрос
Виды экспертиз
Вопрос-ответ

 Судебная
   Наше Ноу-Хау:
 Экспертиза морального вреда
 Бухгалтерская
 Другие виды

 Если соседи затопили квартиру?
 В квартире на стенах появился грибок?
 Некачественно установили пластиковые окна?
 Если подделали вашу подпись, документ?
 Если Вам неправильно начислили зарплату, пенсию?
 В ювелирном изделии обнаружился брак?
 Где установить отцовство?
 Кто виноват в ДТП?

Автотехническая экспертиза

 

Задачей судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) является установление объективных фактов по уголовным и гражданским делам (дорожно-транспортным происшествиям и др.), если для их установления необходимы специальные познания в области автотехники и Правил дорожного движения.
Предметом экспертизы, как известно, являются обстоятельства дела, фактические данные, которые подлежат установлению и устанавливаются на основе специальных научных познаний, используемых в виде специальных методик, способов, приемов и т.д. Задачи и предмет экспертизы определяется в соответствии с характером вопроса, поставленного следователем (судом) перед экспертом по конкретному делу. Предметом САТЭ являются объективные данные (факты, обстоятельства), связанные с установлением механизма происшествия: о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников ДТП, обстоятельствах способствовавших возникновению происшествия.
Объектами экспертизы является: транспортные средства участвовавшие в ДТП; место ДТП; материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т.д.), представляемые в распоряжение эксперта.
При     исследовании     технического     состояния     транспортного     средства    эксперт устанавливает:
-   время и причину возникновения технической неисправностей;

  1. возможности   обнаружения   технической   неисправности   до   момента   наступления происшествия;
  2. причинно-следственная  связь  между  обнаруженной  неисправностью  транспортного средства и происшествием;

- технической    возможности    предотвращения    происшествия,    при    определенном техническом состоянии транспортного средства;
- обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
При исследовании механизма ДТП эксперт устанавливает:
-          величины   коэффициентов,   характеризующих   особенности   движения   транспортных средств и других объектов на месте происшествия ( величину замедления, коэффициент сцепления, коэффициент сопротивления качению и т.д.);

  1. траекторию движения транспортных средств до и после происшествия;
  2. условия видимости и обзорности с места водителя в соответствии с данными о дорожной обстановке в момент ДТП;
  3. обстоятельства, относящиеся к дорожной обстановке перед происшествием, которые способствовали или могли способствовать его наступлению;
  4. направления действия сил между транспортными средствами в момент столкновения;
  5. скорость движения транспортного средства;
  6. тормозной и остановочный пути транспортного средства;
  7. взаимное расположение транспортных средств в различные моменты ДТП;

- техническую возможность  предотвращения ДТП в указанный  следователем (судом)  момент развития дорожной ситуации;

  1. величину времени преодоления транспортным средством определенных участков пути, указанных следователем (судом) при назначении экспертизы;
  2. момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить ДТП и расположение препятствия в этот момент.

Эксперт также исследует действия участников ДТП и определяет:
- как следовало действовать участникам ДТП в данной дорожной ситуации в соответствии с техническими требования Правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства;
- технической   стороны   причинной   связи   между   действиями   участников   ДТП   по управлению транспортным средством и наступлением данного ДТП. Не следует рассматривать перечисленный выше перечень как исчерпывающий. Четкое представление о возможностях САТЭ , ее предмете и объектах позволяют следователю (суду) избежать назначения экспертизы по вопросам, выходящим за пределы компетенции эксперта-автотехника, а также постановки неправильно сформулированных вопросов. Желательно, чтобы следователь(суд) при назначении САТЭ консультировались со специалистом -автотехником, что позволит дать более полное представление исходных данных по поставленным вопросам. САТЭ решает поставленные вопросы только с технической точки зрения, поэтому решение вопросов требующий познаний в других областях (психологии, физиологии, медицины и т.д.) не допустимо.
САТЭ рассматривает следующие виды дорожно-транспортных происшествий:
1.   Наезд на пешеходов;
2.   Столкновение транспортных средств;
3.   Опрокидывание транспортных средств;
4.   Наезд на стоящий транспорт или иное неподвижное препятствие;
5.   Падение пассажира или груза из транспорта;
6.   Неуправляемый съезд транспортного средства с проезжей части дороги и другое. Решаемые вопросы для всех видов ДТП:
-  скорость движения транспортного средства перед началом торможения, при длине следа торможения до задних колес __м ?
-  Соответствовала ли выбранная величина скорости движения транспортного средства дорожным условиям ? Если нет, то какова должна быть предельно допустимая скорость?
-  Какова длина остановочного и тормозного путей транспортного средства, в данных дорожных условиях, при скорости движения транспортного средства____км\ч ?
-   Какому    транспортному    средству    принадлежат    осколки    стекол    световых    и светосигнальных приборов, осколки деталей и т.д. обнаруженных на месте происшествия ?
-  Установить место столкновения или наезда транспортного средства с препятствием на дороге,  исходя  из расположения осколков стекол  и деталей,  осыпи  частиц  грязи, расположения транспортных средств и т.д.?
-  Колесами какого транспортного средства оставлены следы на месте происшествия, при наличии фотоснимков или слепков следов рисунка протектора шин?
-  Какие из представленных на исследование электроламп транспортного средства были включены в момент контактирования?
Имел ли водитель транспортного средства предотвратить происшествие путем торможения, в данных дорожных условиях, при скорости движения транспортного средства___км\ч ?
-  Какими требованиями Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и др., следовало руководствоваться водителю транспортного средства, в данной дорожной ситуации ?
Необходимые исходные данные для решения поставленных вопросов:
1) обстоятельства наступления дорожно-транспортного происшествия.
2) дорожные условия: ширина проезжей части и обочин; тип дорожного покрытия (асфальтобетон, гравийное и т.д.); состояние дороги (сухое, мокрое, укатанный снег и т.д.)   и   наличие   повреждений   покрытия   проезжей   части   (указать   геометрические параметры) ; продольный и поперечный уклоны дороги и направление уклона ( спуск, подъем   -      градусах,   процентах   или   промиллях);   наличие   дорожной   разметки (горизонтальной и вертикальной).
3) дорожные знаки действующие в районе происшествия (название и номер по ГОСТу); наличие светофоров с указанием режима работы на момент ДТП.
4) установленный порядок движения на месте происшествия (одностороннее , двухстороннее , число полос для движения в каждом направлении, ширина разделительной полосы).
5) расстояние видимости дороги с места водителя транспортного средства, при фактическом освещении.
6) наличие следов качения и торможения (юза) колес транспортного средства (указать
их характер,    длину до осей колес транспортного средства, ширину, расположение относительно ширины проезжей части дороги и расстояния до избранного ориентира.
7) положение транспортных средств и препятствия после происшествия по ширине и
длине дороги относительно избранного ориентира.
8) модель, марка транспортного средства; техническое состояние транспортных средств (рулевого управления, тормозной системы, ходовой части и т.д.).
9) загруженность транспортных средств на момент ДТП.
10) на какое расстояние был перемещен объект в результате удара и длину скольжения опрокинутого транспортного средства.
11) величину скорости движения транспортного средства установленного следственным путем.
Дополнительные вопросы которые можно поставить перед экспертом по различным вариантам дорожно-транспортного происшествия: СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
1.   При отсутствии встречного транспорта:
-   Какова   должна   быть   величина   бокового   интервала   или   дистанция      между транспортными  средствами,  при  определенных скоростях движения транспортных средств ?
-  какое расстояние вдоль дороги необходимо для создания безопасного интервала между транспортными средствами, при тех же значения скоростей движения? Исходные данные:
-   какие   световые   приборы   были   включены   на   транспортных   средствах   перед происшествием и в каком режиме работали.
- расстояние видимости препятствия с места водителя (определяется путем проведения следственного эксперимента, в тех же дорожных условиях которые были на момент ДТП).
- применял ли водитель торможение перед столкновением (служебное или экстренное).
2. При наличии встречного транспорта:
-  при каком расстоянии между встречными транспортными средствами технически возможно было начинать обгон ( объезд)?
-  на  каком  расстоянии  между  встречными   транспортными   средствами   водитель транспортного средства начал маневр обгона или объезда?
Исходные данные:
- скорости движения транспортных средств перед ДТП.
- какие световые приборы были включены на транспортных средствах.
- на каком расстоянии находились транспортные средства относительно друг друга в момент возникновения опасности для движения.
- расположение    транспортных    средств    по    ширине    проезжей    части    перед происшествием.
- применяли ли водители торможение перед происшествием и после. Если да, то указать длину следа торможения.
3. при повороте обгоняемого и встречного:
- был ли допустим обгон, в данной дорожной ситуации?
- На каком расстоянии от места столкновения находились транспортные средства в момент начала поворота налево автомобиля?
какое   расстояние   необходимо   обгоняемому   или   встречному   автомобилю   для перестроения? Исходные данные:
- время движения автомобиля на повороте от начала маневра до столкновения?
- координаты места столкновения.
- тормозили ли водители транспортных средств до столкновения. Если да, то указать длину следа торможения.
- угол столкновения транспортных средств.

4. на пересечении дорог:
- какова очередность проезда перекрестка.
- какие дорожные знаки должны быть установлены на перекрестке и в каком месте согласно ГОСТа?
- на каком расстоянии от места столкновения находились транспортные средства, в момент выезда автомобиля не пользующегося преимуществом?
- на какой свет светофора начало движение транспортное средство?
Исходные данные:
- режим работы светофора, на момент ДТП.
- тормозили ли водители перед столкновение, указать длину следа торможения .
- координаты места столкновения .
- расположение транспортных средств.
- какие световые приборы были включены на транспортных средствах.
- видимость дороги в момент ДТП.
- скорость движения транспортных средств.
- время движения транспортного средства с момента выезда до столкновения. Или указать длину пути?
5. Опрокидывание транспортного средства:
-  какое влияние могли оказать дорожные условия на устойчивость транспортного средства, при скорости движения__км\ч?
-  Каков механизм и технические причины потери транспортным средством потери устойчивости в данных дорожных условиях?
-  какие действия должен был выполнить водитель транспортного средства при выборе режима движения и после потери устойчивости ?
- допустимая скорость движения автомобиля на повороте дороги?
Исходные данные:
- указать наличие дорожных дефектов и их геометрические параметры.
- скорость движения транспортного средства.
- радиус закругления поворота и т.д..
6. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА.
-  удаление   транспортного   средства   от   места   наезда   на   пешехода,   в   момент возникновения опасности для движения у водителя транспортного средства?
- какое расстояние необходимо для объезда препятствия, при видимости препятствия ___м?
- имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода ?
- допустимая величина скорости движения при видимости дороги__м?
Исходные данные:
- скорость движения транспортного средства установленного следственным путем.
- тормозил ли водитель транспортного средства перед наездом. Если да то указать длину тормозного следа и на каком расстоянии от начала следа торможения произошел наезд на пешехода.
- какой часть транспортного средства произошел наезд на пешехода. Если боковой частью, то указать расстояние от передней части транспортного средства до места удара на боковой части.
- путь  пешехода с момента возникновения  опасности  для движения  у водителя автомобиля до места наезда.
- скорость движения пешехода. Время движения пешехода на отрезке пути указанном выше. Темп движения пешехода (медленный, спокойный, быстрый шаг или бег).
- видимость дороги и препятствия на момент ДТП.
- режим работы светофора и на какой сигнал светофора пешеход начал движение.
- дорожные знаки и разметки на месте ДТП .
- положение  транспортного  средства  от  задней  части  стоящего  (двигавшегося  ) транспортного средства, при объезда (обгоне). -  на каком расстоянии от передней (задней) части транспортного средства пешеход начал движение.
7. ПАДЕНИЕ ПАССАЖИРА ИЛИ ГРУЗА.
- На   какой   скорости   движения   транспортного   средства   на   повороте   возможно возникновение центробежной силы способной сместить пассажира (груза) из кузова транспортного средства?
- по какой технической причине могла самопроизвольно открыться дверь кабины (кузова) транспортного средства? Если открытие произошло по технической причине, то когда неисправность возникла и причина образования ?
Исходные данные:
- скорость движения транспортного средства.
- характеристика дороги.
- способ укладки и крепления груза. Вес груза.
- характеристика оборудования кузова автомобиля под перевозку пассажиров.
- замок двери и т.д.(перед изъятием необходимо провести следственный эксперимент в тех же дорожных условиях и техническом состоянии транспортного средства).
В   настоящее   время   при   назначении   автотехнической   экспертизы   встречаются следующие недостатки:
-  неполнота исходных данных по поставленным вопросам. Или отсутствие исходных данных и без указания страниц дела какими эксперт может пользоваться при ответе на поставленные вопросы.
- поставленные вопросы выходят за пределы компетенции эксперта-автотехника или не требуют специальных познаний в области автотехники.
-  задаются вопросы по техническому состоянию, о наличии    повреждений    на транспортных средствах и т.д., однако транспортные средства в распоряжение эксперта не представляются (если они отремонтированы и др., то решить поставленные вопросы не представляется возможным).

 

Эксперт-автотехник                                                    Пермяков А.А.